Конференции и научные мероприятия
в Нижневартовском государственном университете

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Фуряева Т.В., д-р пед. наук, Шутикова Е.А., Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Аннотация. Проблема, решаемая в статье, заключается в поиске эффективных условий, обеспечивающих обогащение профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Цель статьи – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий по обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Основной методологической базой выступает группа теоретических научных методов, связанных с анализом эмпирических данных. Эмпирические данные получены в результате проведения диагностических методик, с применением методов наблюдения и беседы. Подтверждена эффективность программы по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Диагностически подтверждена тесная и значимая взаимосвязь наблюдения детьми за конкретными трудовыми действиями людей рабочих профессий с обогащением у них профессионально-трудовых представлений. Предложенная организация педагогической работы по формированию профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью позволяет оптимизировать процесс их формирования.

 

Ключевые слова: дошкольники с легкой умственной отсталостью; профессионально-трудовые представления; диагностика.

 

Furyaeva T.V., Ph.D., Shutikova E.A., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

PECULIARITIES OF FORMATION OF VOCATIONAL AND LABOR IDEAS IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH MILD MENTAL RETARDATION

 

Abstract.  The problem solved in the article is the search for effective conditions that ensure the enrichment of vocational and labor ideas in older preschool children with mild mental retardation. Purpose of the article is to identify, theoretically justify and experimentally test the effectiveness of organizational and pedagogical conditions to enrich vocational and labor ideas in older preschool children with mild mental retardation. The main methodological base is a group of theoretical scientific methods related to the analysis of empirical data. Empirical data are obtained as a result of diagnostic methods, using methods of observation and conversation. The effectiveness of the program to enrich vocational and labor ideas in senior preschoolers with mild mental retardation has been confirmed. The close and significant relationship between the observation by children of specific labour activities of people of working professions with the enrichment of their vocational and labor ideas has been diagnosed. The proposed organization of pedagogical work on the formation of vocational and labor ideas among senior preschoolers with mild mental retardation makes it possible to optimize the process of their formation.

 

Key words: preschoolers with mild mental retardation; vocational and labor performances; diagnostics.