Конференции и научные мероприятия
в Нижневартовском государственном университете

ИНКЛЮЗИЯ И ЭКСКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ

Ахметова Д.З., ORCID: 0000-0002-1445-1609, д-р пед. наук, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия, Сучков М.А., ORCID: 0000-0002-4765-8948, канд. экон. наук, Кыргызский филиал Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Кант, Кыргызская Республика

ИНКЛЮЗИЯ И ЭКСКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ

 

Аннотация. Авторы анализируют уникальную проблему: соотношение инклюзии и эксклюзии в образовательном процессе. Проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей в области инклюзии и эксклюзии в образовании. На конкретных примерах авторы показали, что очень часто инклюзия и эксклюзия пересекаются, границы между ними бывают размытыми. Рассмотрены институциональные и внутренние факторы, влияющие на возникновение образовательной эксклюзии.

Ключевые слова: инклюзия; эксклюзия; инклюзивный процесс; отчуждение; сегрегация.

 

Akhmetova D.Z., ORCID: 0000-0002-1445-1609, Ph.D., Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia, Suchkov M.A., ORCID: 0000-0002-4765-8948, Ph.D., Kyrgyz Affiliated Campus of Kazan National Research Technological University, Kant, Kyrgyz Republic

INCLUSION AND EXCLUSION IN EDUCATION: POINTS OF CONTACT AND DIVERGENCES

 

Abstract. The authors analyze a unique problem: the relationship between inclusion and exclusion in the educational process.  Russian and foreign researches in the field of inclusion and exclusion are analyzed. Some examples show that inclusion and exclusion often cross in education; the boundaries between them are blurred. The institutional and internal factors which lead to educational exclusion are presented.

Key words: inclusion; exclusion; inclusive process; alienation; segregation.